Финал завершившегося 59-го международного кинофестиваля в Каннах вызвал у всех легкий шок. Подобной развязки не ожидал никто. В фавориты выбились картины, на которые даже не делали ставки. Главный приз – Золотая пальмовая ветвь – достался британскому режиссеру Кену Лоучу за фильм «Поднимается ветер». А Гран-при получил француз Брюно Дюмон за картину «Фландрия». В советские времена очень популярными названиями статей о международных кинофестивалях было что-нибудь вроде «Экран сражается», «Экран в борьбе», где поддерживались фильмы, близкие нам по идеологии. Так легко можно назвать статью и о закончившемся вчера 59-м Каннском кинофестивале. Фестивалем победившего соцреализма назвал его один из ведущих российских критиков. И был прав. В фильмах часто звучали хорошо забытые лозунги типа «Вперед, к победе светлого будущего!». Самый популярный головной убор каннского конкурсного экрана – кепка. Самое популярное оружие – что-нибудь вроде булыжника, известного орудия пролетариата. В фильме бельгийского режиссера Люка Бельво «Право слабого» рабочие Льежа, настрадавшиеся от произвола капиталистов, изможденные непосильным трудом, решают отнять у них деньги и, по хорошо известному совету, «взять и поделить». О непростой судьбе старого рабочего, чернокожего выходца с Островов Зеленого Мыса и его соседей, живущих в разрушенных домах на окраине Лиссабона, в ленте «Юность, вперед!» рассказывает португальский режиссер Педро Коста. В картине когда-то одинокого, а теперь окруженного сподвижниками во всем мире соцреалиста Кена Лоуча «Ветер, колеблющий ячмень» простые ирландские крестьяне объединяются в войне против британских колонизаторов, ставшей братоубийственной. В «Коренных жителях» Рашида Бушареба храбро сражаются против фашистов «за большую Родину» отряды коренных жителей французских колоний, которые параллельно отстаивают свои социальные права. Меньше всего можно было ожидать от возглавлявшего жюри гонконгца Вонга Кар-вая с его эстетскими, изысканными «Любовным настроением» и «2046», что он поддержит именно эту тенденцию, отдав Золотую пальмовую ветвь патриарху соцреализма, англичанину Кену Лоучу, а не, казалось бы, куда ему более близкому по духу, очевидному лидеру фестиваля, единственному шедевру Канн – фильму неистового испанца Педро Альмодовара «Возвращение». То, что Альмодовару достался всего-навсего приз за лучший сценарий – еще бы ничего. Но жюри придумало кое-что получше: приз за лучшую женскую роль получают шесть женщин Альмодовара (от девочек до старушек, три поколения матриархальной семьи) – актрисы «Возвращения». Однако что бы они, включая ту же Пенелопу Крус, которая расцвела после долгого голливудского застоя, могли сделать без режиссера? Похоже, Вонг Кар-вай находился под сильным влиянием не только метода соцреализма, но и его идей. Идея коллективизации так понравилась председателю жюри, что он решил ее развить. Во всяком случае, приз за лучшую мужскую роль получила еще одна группа товарищей – арабские актеры из фильма Рашида Бушареба «Коренные жители», который по причинам политкорректности во Франции не наградить было невозможно. Премьера картины Бушареба была весьма шумной: нужно было видеть, как огромная толпа темнокожих французов осаждала Дворец Люмьеров, когда актеры, воплотившие славную страницу героической истории своих народов, по ступенькам лестницы поднимались вверх, по пути к своей звездной славе. Впрочем, играли они все и впрямь замечательно. Приз за лучшую режиссуру получил (совершенно справедливо) мексиканский режиссер Алехандро Гонзалес Иньяриту за мастерски и мощно вылепленную им фреску сегодняшнего «Вавилона». Спецприз жюри достался дебютантке Андреа Арнольд («Красная дорога»), что ознаменовало собой полную победу английского кинематографа, переживающего сегодня не лучшие времена. Оба английских фильма, включенных в конкурс Каннского кинофестиваля (что само по себе достаточная редкость), получили награды. Жаль, что единственный русский фильм в официальной программе Каннского фестиваля – «977» дебютанта Николая Хомерики – был показан в один из последних дней, когда внимание фестивальной публики почти уже было исчерпано. А картина, состоящая из множества смыслов, подтекстов, вторых и третьих реальностей, совсем непроста, и этого внимания как раз и заслуживала. http://www.newizv.ru
|