Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России Center for Journalism in Extreme Situations Сообщения средств массовой информации Pоссия 02.05.2006 События в Кремле освещаются в российских СМИ, как в стародавние советские времена Йенс Хартманн За столом сидят двое. Один из них сидит сгорбившись, что говорит о том, что совесть его нечиста. По всей видимости, это министр российского правительства, отчитывающийся за проделанную работу. Второй человек – президент Владимир Путин. В России почти каждый выпуск новостей начинается с демонстрации встреч тет-а-тет в Кремле. Иногда бывает и так, что сценарии первых четырех новостных сюжетов мало чем отличаются друг от друга – двое за письменным столом – меняются только персоны, рапортующие перед президентом. Союз журналистов России представил на суд общественности результаты анализа новостных передач пяти самых крупных телеканалов в России. Были исследованы программы и передачи этих каналов, транслирующихся в промежутке с 18 до 24 часов ежедневно в течение четырех недель. В результате было установлено: особенно подробно говорится о Кремле, тон сообщений исключительно позитивный. Первый канал отводит 91% эфирного времени своих новостных передач освещению деятельности государственной власти, канал "Россия" – 88%. Оба канала являются государственными. У телеканала ТВЦ московского городского правительства этот объем составляет 90%, а у принадлежащего подконтрольному Кремлю газовому монополисту "Газпрому" канала НТВ эта квота равняется 88%. И лишь развлекательный канал RenTV рискует посвящать только 64% времени своих новостных передач Путину & Co. 2% эфирного времени на Первом канале отводится освещению деятельности либеральной оппозиции, на телеканале "Россия" – 0,6%. Тональность сообщений, согласно исследованию, негативная. Путин недавно пообещал "предоставить всем свободный доступ к политическим средствам массовой информации, во всяком случае, к государственным средствам массовой информации". Однако об этом не может быть и речи. На телевидении практикуется цензура. На собственном опыте это испытали такие ведущие, как Леонид Парфенов и Ольга Романова, которые были изгнаны с экрана, несмотря на популярность, которой они пользовались у народа. "Россия" даже считает необходимым отводить точное количество эфирного времени для потенциальных преемников Путина Сергея Иванова и первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Оба политика, за период проведения исследования, появлялись на экранах по 28 минут и 48 секунд. После вступления Путина в должность президента Кремль вновь обрел контроль над электронными средствами массовой информации. На очереди печатные СМИ. Газета "Известия", принадлежащая "Газпрому", договорилась об "информационном партнерстве" с прокремлевской партией "Единая Россия". Илья Киселев, ответственный в партии за пропаганду, был назначен заместителем главного редактора. Такого рода назначения напоминают советские времена. Показательным в этом плане является также и снижающийся интерес зрителей к подобным пропагандистским инсценировкам. Количество включений во время трансляции одних и тех же информационных передач падает. Решения подобной проблемы нет и у Кремля. Бастионом свободы остается пока только интернет. Из 143 млн жителей России интернетом пользуются 25 млн человек. Госдума планирует законодательно наделить спецслужбы полномочиями интернет-цензоров. Будет ли борьба направлена, как об этом заявлено официально, только против националистических и порнографических сайтов, а не против политических противников, решать, видимо, уже Кремлю Источник: газета "Die Presse", Австрия, 2 мая http://www.inopressa.ru/diepresse/2006/05/02/13:18:43/media
|