Ровно 25 лет назад - 8 июля 1981 года - на сцене "Ленкома" впервые играли эту рок-оперу. Но вопрос звучал по-гамлетовски - быть или не быть. В зале тогда сидела комиссия, которая решала судьбу смелой постановки. Это сейчас трудно себе представить Ленком без "Юноны" - за эти годы она стала настоящей визитной карточкой театра. Однако четверть века назад спектакль не запретили только благодаря счастливой случайности. Молитва в ритмах рок-музыки. Четверть века назад в нашей стране трудно было придумать, что-то более скандальное. Но ленкомовцы решились. Николай Караченцов, исполнитель роли Резанова: "Поднимали Андреевский флаг, молитвы читали и много чего, конечно, тогда это было крамолой, и не могло не волновать властьпридержащих". Можно ли давать такой спектакль, решала специальная комиссия. По иронии судьбы в зале оказались зарубежные журналисты. Когда представление закончилось - все были просто потрясены, кто-то утирал слезы, а иностранцы тут же заявили, что обязательно напишут про "Юнону и Авось" в своих газетах. Стало очевидно: не выпустить спектакль нельзя. Чтобы выйти из создавшейся ситуации комиссия придумала специальную формулировку: "пьеса не противоречит идеологии страны". Алексей Рыбников, автор музыки к спектаклю "Юнона и Авось": "Спектакль был действительно патриотичен и задевал какие-то струны. Это была гордость за Россию. И для меня было важно, что русская музыкальная культура могла стать основой для серьезного современного произведения". Про "Юнону и Авось" до сих пор говорят - сошлись все звезды. Поэзия Вознесенского, музыка одного из лучших современных композиторов Рыбникова, режиссер Марк Захаров, в главной роли звезда кино и сцены - Николай Караченцов. А в основе сюжета - пронзительная история о вечном - о любви, о верности, о чести. Елена Шанина, первая исполнительница Кончиты: "Это был дилетантский спектакль, никто ничего не умел, но мы так искренне верили, так горели всем этим, что были просто в эйфории, и это чувствовалось". Александр Абдулов, участник первого состава "Юноны и Авось": "Мы шутили, что мы прямо как Биттлз. Выстраивали коридоры с милицией и собаками. Чтобы нас проводить. Двери выламывали". На "Юнону и Авось" было буквально паломничество. Люди ходили по 10 - по 20 раз на спектакль, дежуря у билетных касс ночами. Спектакль выдержал 800 показов, а работа Николая Караченцова - настоящий актерский подвиг. Он не пропустил ни одного спектакля, пока не случилось несчастье. Но и до сих пор его возвращения ждут в театре. Дмитрий Певцов, исполнитель роли Резанова: "Большая ответственность, я всего лишь дублер". Про сегодняшний спектакль его создатели говорят: он не хуже, он просто другой. Другие исполнители, другая энергетика, другие зрители. А еще в театре говорят: у нас так устроена сцена, что нет занавеса. Но если бы он был - на нем, подобно МХАТовской чайке, обязательно появился бы корабль "Юнона". http://www.1tv.ru
|